Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Все слышали, что снайпер совершает всего две ошибки, но не все знают — а какие именно? Неправильная маскировка, халатное обращение с оружием, дрищизм и каловдутие — вот лишь немногие примеры современного аирсофт-снайпинга. Перед вами первая, пилотная часть «Ошибок снайпера: оптика», посвящённая пристрелке и её проблемам.

Но почему же шар упорно не летит в цель?


Наверно, одна из первых ошибок, с которой сталкивается новичок-снайпер — это невозможность привести свою винтовку к нормальному бою. Иными словами, он не попадает в мишень. Манипуляции с хоп-апом или тюнингом обычно не дают позитивных эффектов. Почему же так происходит?

Прежде чем начать, небольшое отступление. К пристрелке допускаются лишь те винтовки, что собраны идеально и не имеют технических дефектов. Неплохо бы иметь представление о баллистике в страйке — она есть и давно обсчитана, а так же использовать проверенные и подходящие вашему тюнингу шары.

Список сокращений:
  • СТП — средняя точка попадания
  • ОЦП — оптический центр прицела, условная прямая, проходящая через центры всех его линз
  • Рельса, вивер — планка, на которую ставится оптика

История проблемы: с появлением (и тиражированием) крепления вивера, люди начал подзабывать, что изначально под каждую винтовку проектировались свои кольца, имеющие уникальные углы наклона и высоту. С приходом вивера, когда кольца и кронштейны зачастую продаются отдельно от винтовки, проблема только обострилась — за внешней простотой оказалось много нюансов с совместимостью.

Так что же будет, если поставить на винтовку «неродные» кольца? Скорее всего, ОЦП просто не пересечётся с осью ствола, что сместит СТП значительно ниже. Да-да, прицел должен быть наклонён к оси ствола, причём угол наклона напрямую зависит от предполагаемой дистанции стрельбы.

Зависимость СТП от угла наклона наглядно, графиком:

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка
Замечу, что в графике не учтены ошибки при прицеливании через оптику, т.н. «луны» (подробнее в гугле).

Почему же шар видно? Потому что оптика — это не прямая линия, а трубка, которая допускает небольшие (ок. 4 град) углы в обзоре, которых, впрочем, вполне достаточно, чтобы привод глушил кротов шарами. Так же влияние оказывает настильность траектории, когда в полёте снаряд на короткое время поднимается выше ОЦП. Какие выводы надо сделать?
  • Стрелять по трассерам через оптику — зло :twisted:
  • ОЦП должен пересекаться с осью ствола, след. кольца или рельса должны быть под углом
  • Кривые и/или неправильные кольца значительно уводят СТП в сторону от мишени

ВНИМАНИЕ, СКАЗКА! Прицелы с диаметром внешней линзы ...36/40/50мм… имеют разные углы обзора — это миф. Обзор у всей бюджетной оптики одинаковый, а диаметр внешней линзы влияет только на светосилу прицела. Т.е. при прочих равных, оптика с 50мм позволит прицеливаться в сумерках, когда в оптику 36мм уже ничего не будет видно.

Какие именно кольца подходят к Вашей винтовке? Для рилстила есть таблица соответствия всех-всех производителей, увы в наших игрушках малоприменимая, поэтому ставить и настраивать оптику придётся своими руками. Это несложно, если знать как.

Итак, с чего начинается пристрелка? С правильного оборудования


Первое — прицел. Он должен быть не китайской репликой (это боль), а хардпневматическим: Гамо, Дианка, Таско, хорошо идут реплики 3-9х40 leupold от GP. Проблема там не в качестве линз, а в повторяемости — у китайских реплик барабаны отваливаются :shock:, что про настройку говорить. «Телескопы» от BSA или Липерс дают обратный эффект, т.к. они вменяемо работают на дистанциях от 100м и предназначены для мелкого рилстила.

Второе — кольца. Здесь лежат еще одни вилы от китайцев, т.к. кольца они часто фрезеруют… кривые. Просто и со вкусом. Перед установкой обязательно измерьте ваши кольца штангенциркулем, меньшее кольцо ставьте вперед. Если кольца еще не куплены — советую Липерс/Аккушот: ставятся на рилстил и ок работают.

Не забываем и не путаем, что прицелы/кольца бывают 2х размеров — 25мм и 30мм.

Третье: оптику нужно грамотно поставить. Для этого есть станок и пристрелочные уровни.

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

В домашних условиях станок можно заменить носками, набитыми крупой или песком, а уровни взять обычные строительные, колбами. После чего, винтовку закрепите на станке/усадите на упор, одну колбу положите на рельсу, другую на верхний барабан оптики, строго по центру, при желании их можно закрепить прозрачным скотчем, чтобы не бегали.

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Теперь ваша задача — выровнять винтовку, а затем поставить и закрутить прицел так, чтобы оба уровня были «верны» относительно горизонта. Процесс долгий, но несложный. Заметьте: кольца надо утягивать (винты) в шахматном порядке, сначала переднее кольцо и поровну, не допуская перекосов.

Особое внимание — на положение шеи: она не должна вытягиваться или вжиматься, позиция при стрельбе как стоя, так и лежа не должна утомлять вас. Обязательно проверьте прицел в позиции лежа!

После установки возможен оптический глюк: при взгляде в прицел, кажется, что он стоит криво — это нормально, т.к. до этого у вас был неправильный хват (угол по горизонту), и мозг пытается с этим хватом бороться. Хороший знак — это когда при взгляде разными глазами «видно» перекос в разные стороны — значит прицел стоит идеально ровно.

Далее, уже на полигоне ваша задача настроить резинку хопа без оптики, критерий — ровный и дальний полёт. Шары лучше брать яркие, а стрелять под небольшим углом к солнцу (за спиной) — так можно хорошо ориентироваться по бликам. Правильно настроенный хоп выглядит так: шар долго летит по прямой, а потом резко падает вниз.

Старайтесь настраивать хоп без «горки» — она хоть и даёт прирост в дальности пару метров, но редко предсказуема и крайне сложно пристреливается.

Когда шарики начнут бодро уходить вдаль, можно ставить/вспоминать про оптику и настраивать её. Барабаны крутим осторожно, без фанатизма, настройки там буквально +-10мил. Стрелки на барабанах указывают на смещение СТП, а не сетки, т.е. если шарик летит правее, то барабан крутите в сторону <-L.

Если же настройки больше 10мил, то оптику следует демонтировать, а под заднее кольцо положить проставку (под трубку прицела если точней, фольгу или пару слоёв изоленты) и заного закрепить. Повторять до полного комфорта в прицеливании.

Когда вы стреляете в тире, учитывайте освещение — при плохом или «дальнем» свете трассер видно с искажением! Всегда сначала пристреливайте хоп, потом уже оптику.

Финальную доводку прицела нужно проводить уже на природе в максимально безветренном месте, в нормальную влажность, трезвым и обязательно с упора. Тут снова помогут носки с крупой, чтобы винтовка не прыгала по веткам. Главное, не спешите и не нервничайте — потратьте один-два часа на пристрелку, и закройте этот вопрос навсегда.

Камуфляж и маскировка на местности


Какие дела, джентс! За окном весна, майдан и рота красноармейцев, но сегодня мы будем говорить о камуфляже, конкретно о гилли. Будет много картинок, так что сразу готовьтесь. Я не буду сотый раз описывать как пошить лохматку, а лучше напишу как её носить!

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Вступление

Итак, как не выглядеть клоуном в гилли? Увы, когда на этот вопрос большинство страйкболистов не могут признаться даже себе, нам срочно нужен взгляд со стороны! Чтобы пройти дальше, разберёмся в терминологии.

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Гилли (ghillie) — это вид объёмного (3D) камуфляжа, имеющий в основе растительность, способный размыть силуэт человека, позволив ему слиться с окружающей местностью. Не сделать человека невидимым, а лишь подменить его очертания чем-то другим, обмануть глаз и разум наблюдателя. Это важно.

Силуэт — стереотипное очертание человека. Воспринимается глазом как мишень и угроза, разумом же опознаётся на фоне других объектов.

Горизонт — условная линия границ земли и неба. Место где тёмное резко становится светлым — тоже нужно знать.

Блики — световые отражения от ярких и глянцевых частей экипировки. При попадании на глаз резко привлекают внимание.

Тогда формула успешной маскировки может выглядеть так: гилли = -1(силуэт+горизонт+блики)

Т.е. чтобы объёмный камуфляж работал, он не должен:
  • напоминать человека
  • находиться на уровне горизонта
  • бликовать

Есть и более продвинутые техники: тип и глубина цвета, плотность, ветер и даже влажность. О них поговорим по ходу дела на примерах.

Часть первая: человек прямоходящий

Итак, чтобы эффективно скрыть силуэт, он не должен напоминать человека. А что есть человек для нашего восприятия? Это фигура-столб 1.8м высотой с ярко выраженными руками, головой и глазами. Последнее редко встречается у деревьев, поэтому не менее важно.

Как же размыть силуэт человека? Самый простой способ известен нам на уровне инстинктов — пригнуться. И правда, если «столбик» будет непривычной для мозга высоты, он не опознает его как человека.

Правило №1: Никогда не ходим в полный рост. Только пригнувшись или в присяде

Теперь руки — лучше если их не будет :grin: поэтому тщательно скрываем их под маскировкой. Руки и плечи человека — эрогенные (читай, важные для размножения, боец!) зоны, а потому мозгом опознаются безошибочно. Туда же относится и голова.

Правило №2: Тщательно маскируем плечи и голову

Так же важность маскировки плеч и головы в том, что они в большинстве случаев представляют весь наш силуэт с фронтальной проекции — лёжа и целясь в цель. Самые простые гилли состоят из наплечников, капюшона и легкой накидки-пончо — они удобны и вполне эффективны. Так же сделан и мой.

Глаза — эта та часть хищников, которой они еще не научились мимикрировать под окружающую среду. Глаза на фоне леса веками таили в себе опасность, потому мозг их очень боится и всюду ищет. Хорошее средство защиты — мелкая откидная сетка на капюшон.

Внимание, ошибка! Хотя у бойца отлично сделанный камуфляж, он нарушил описанные выше правила, прислонившись к дереву (как часто любят), и ему маскировка уже не поможет!

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Так же к опознанию силуэта человека относятся субъективные факторы: телесный цвет и оружие. Тут всё просто: телесный цвет не встречается в дикой природе, а оружие — приобретённый на войне рефлекс.

Обратите внимание как выделяются руки с винтовкой у этого бойца:

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Правило №3: Обязательно маскируем кисти рук, лицо и оружие

Так же к субъективному фактору опознания человека относятся свойственные только ему звуки. Визга шестерёнок нет в дикой природе, а вот глухие щелчки — есть! Поэтому АЕГ сразу выдаст снайпера, а приглушенный спринг/газ — чаще всего нет.

Так же легко заметен свист шариков на высоких тюнах, как и их попадание в твёрдые предметы. Хрусть!

Маскировать звуки выстрела сложно, лучше пытаться попадать под фоновые шумы, вроде ветра или соседних выстрелов, приглушать телефоны и рации и стараться вообще не шуметь.

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Есть еще один финт по поводу силуэтов человека: движения назад-вперёд для наблюдателя менее заметны, чем движение вбок. Полезно знать перед сближением с целью. Так же полезно двигаться плавно и медленно, что еще более размывает движения.

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Часть вторая: небо в алмазах

Теперь поговорим о горизонте. А именно о том, как силуэт человека выделяется на фоне горизонта.

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Почему отлично и в тон местности сделанный гилли вовсе не делает владельца незаметным? Просто его тело находится на фоне чистого неба — на границе четкого разделения цветовой гаммы. Мозг такое не понимает и считает интересным.

Кстати, задача гилли не запугать разум, а именно обмануть — чтобы он определил гилли как нечто иное, нашел похожий стереотип. Если ваш гилли настолько резок, что разум наблюдателя не смог подобрать ему пару — он воспримет его как угрозу, и вас заметят.

Вот картинка посложнее, боец находится в густом лесу…

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

… но всё равно заметен. Со стороны наблюдателя он находится на фоне просветов через ветки, но в гилли, естественно, таких просветов нет. Что сразу формирует силуэт и голову.

А вот этот боец всё делает правильно — его фон прикрывает густая растительность:

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Кстати, никогда не залезайте в кусты. Вылезти потом уже не сможете.

Правило №4: Следим за фоном местности, на которой маскируемся. Помним о позиции наблюдателя (цели) и не выходим на просветы.

Далее, раз затронули тематику света, давайте проследим как он отражается от разных поверхностей. Например, веток, листьев и нашего гилли — они сделаны из разного материала, и разницу важно знать.

На фото ранее боец идеально сливается с месностью — ведь у него гилли на 50% состоит из неё! А что будет с чистой «заводской» синтетикой?

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Увы, она слишком плотная и даже оттенок её не спасёт — посмотрите как свет отражается от листьев, но полностью поглощается волокнами ткани. Это — одна из самых частых ошибок новичков, покупающих готовые халаты:

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Внимание, ошибка! Не покупаем синтетические гилли.

Как сделать гилли с грамотной цветопередачей? Лучше всего на месте из природных компонентов. Как сделать так чтобы он не осыпался? Разбавить синтетикой на 30-50%, но не более.

В идеале, накидка должна выглядеть как сетка поверх тканевой основы-куртки с мелкой подложкой из синтетики (лыко, бечевка и т.п.), а так же редких пятен сетки или драной ткани. Все крупные элементы — природные, для крепежа предусмотрены петли.

Внимание, ошибка! Гилли не должен быть слишком густым — при отдалении он будет сливаться в тёмный оттенок, формируя силуэт головы:

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Кстати, чёрных цветов в природе нет — они самые заметные и, к сожалению, часто встречаемые на нашем снаряжении, сюда же относится очко прицела. Однозначно маскировать!

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Правило №5: Гилли делаем строго по местности, но не слишком густой. Чёрные цвета маскируем сеткой/краской или тканью.

В противовес данной особенности у нас есть союзник — тень. Тень размывает любые силуэты, сглаживает цвета и убирает блики, поэтому чаще стараемся находиться в тени. Ну и по понятной причине не выходим в гилли на нерастительный фон:

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Часть третья: на самом dniwe

Напоследок упомянем факторы, напрямую не относящиеся к гилли, но всё же влияющие на маскировку. Поехали:

1) Вес и размер снаряжения. Снайперу имеет смысл брать с собой минимум игрушек, ведь чем меньше объект — тем проще его спрятать! Никаких барреттов и рюкзаков. А еще малый вес снаряжения позволит дольше красться или ползти, что тоже немаловажно. Оставьте в лагере карабины и разгрузки, но обязательно возьмите воду в гидраторе — пить в гилли хочется ну очень часто.

2) Шум снаряжения. Куча гаджетов на поясе и шаров в мешке придают уверенности, но могут зашуршать в самый неподходящий момент. Лучше оставить их в лагере или придумать надёжное крепление.

3) Блики снаряжения. Как уже упоминалось, блики — естественное состояние природы, но глаз человека устроен так, что замечает их все, вне зависимости от источника. Основные зоны риска — маска, оптика и синтетика после дождя.

4) Габариты оружия. Ползать и красться проще с карабинами, а от Л96 с глушителем толку будет мало.

5) Общая усталость команды. Чем дольше идёт игра — тем больше замыливается глаз, противник устаёт как и вы. Меньше всего концентрация в первый и последний час игры, еще по утрам. Наивысшая — ночью или после недавнего обстрела.

6) Фоновый шум. Стрельба, ветер, эхо взрывов или пролетающий вертолёт отвлекают на себя внимание, позволяя на короткое время стрелять или двигаться шумно.

В качестве отвлекающего манёвра можно использовать и союзников, но тогда не обижайтесь на них, если перестараются и засветят вас раньше времени.

Основные ошибки снайпера: оптика, пристрелка, маскировка

Взято отсюда.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.